воскресенье, декабря 07, 2008

Городец

Город располагается на левом берегу Волги. Обычно левый берег этой великой реки - болотистый и низкий, справа над Волгой высится "нагорный" - высокий берег. Он представляет собой северный уступ Приволжской возвышенности. Мощным приземистым кряжем эта возвышенность протянулась далеко вниз по правому берегу Волги, достигая наибольшей ширины на параллели Жигулевских гор и наибольшей высоты к югу от Жигулей.
Однако именно на левом берегу, откуда ни возьмись, возникают на коротком отрезке древние Кирилловы горы, на которых и стоит Городец. У каждой горы свое название: Княжья, Троицкая, Аксениха, Кокушкина, Панова гора. Между этими горами глубокие овраги, которые использовались как дороги для въезда в город.
До проникновения русских в этот регион на месте Городца стояло поселение, называемое Кичик, то есть Малое. Незначительное, и, судя по языку, его основали тюркоговорящие булгары. Отсюда появилось известное древнее название "Малый Китеж" ("Малый Кичик"), то есть характерное для народного перевода удвоение, сочетание в одном топониме его исконного звучания и перевода. Само слово "Городец" есть лишь перевод названия тюркской крепости. Тюркская крепость была маленькой, а русские построили большой город, но имя сохранили - сохранили и в переводе (Городец), и без него (Малый Китеж).
О дорусском прошлом Городца имеется очень мало сведений. История с ним столь же темна, как и с дорусскими корнями Балахны и Нижнего Новгорода. Существует легенда о народе панов, которые жили здесь в древности. Эти паны оставили о себе память: Пановы горы с тайными пещерами, с пропастями, обрывами и рвами, на дне которых журчат удивительно чистые ручьи. В те времена люди на Волге жили в убогих хижинах, прятались по лесам и болотам. Они поклонялись лесным духам, приносили им жертвы, старались их умилостивить. Но более всего боялись лесные и волжские жители Деву-Турку. Из волжан только гордые паны ей не поклонялись. Они сами были колдунами, великанами, покорили окрестные племена и низвергли капища Девы-Турки. И тогда осерчала на панов богиня. Напустила на них своего огромного коня, который подпирал головою небосвод, хвостом и гривою разгонял тучи. Набросился конь на селения панов и всех их побил и разогнал. А там, где он ударил копытом о землю, образовался провал, который наполнился водою. Так образовалось озеро Светлояр.
Другая легенда, о старцах Кирилловой горы, относится к старообрядческой мифологии и пересказана П. И. Мельниковым-Печерским:
"Горы Кирилловы, что у Малого Китежа. Стоят они над Волгой-рекой, рядом с горой Оползень… Когда по Волге плывет сплавная расшива мимо тех чудных гор Кирилловых, и на той расшиве все люди благочестивые, Кирилловы горы расступаются, как врата великие, и выходят оттуда старцы лепообразные, един по единому… Процвели те старцы в пустыне невидимой, яко крини сельные и яко финики, яко кипарисы и древа не стареющия; просияли те старцы, яко камение драгое, яко многоценные бисеры, яко звезды небесные.
Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор. И когда расшива проходит мимо тех Жигулевских гор должны судоходцы исполнить приказ старцев гор Кирилловых, должны крикнуть громким голосом: "Ой, вы, гой еси, старцы Жигулевские! Привезен вам поклон от горы Кирилловой: -Кирилловы старцы с вами прощаются, прощаются они благословляются". Расступаются тогда высокие горы Жигулевские, растворяются врата великие, белым алебастром об ину пору забранныя и выходят на берег старцы лепообразные един по единому. И, подняв паруса белые, вольной птицей полетит расшива на Низовые. Не насвистывай ветра бурлак, лежа на брюхе - без свиста паруса легкие наедятся ветра могучего - понесут расшиву куда надобно…"

Комментариев нет: