суббота, апреля 14, 2007

Ловозерские тундры. Часть первая

В 1887 году под патронажем Императорского Петербургского университета и Российской академии наук состоялась экспедиция организованная финляндским обществом исследователей фауны и флоры. Состав ее был представительным: профессоры зоолог Юхан Пальмен и картограф Альфред Петрелиус ботаники Освальд Чильман и Виктор Бротериус, врач Рейнхольд Энвальд. Помощники - Давид Шестранд и Густав Нюберг. Возглавлял экспедицию геолог Вильгельм Рамзай.


Экспедиция базировалась в Коле и рaботала по нескольким направлениям. Часть людей исследовала Кольский залив, полуостров Рыбачий. Основной отряд - Рамзай, Петрелиус, Чильман, Пальмен - в июле-сентябре 1887 года пешком и на лодках прошел по маршруту: Кола - Карозеро (12 июля) - Ловозеро (24 июля) - погост Воронинский (12 августа) - Иоканьга (3 сентября). В Ловозерском погосте экспедиция сделала длительную остановку. Здесь впервые они открыли не отмеченный на карте горный массив Луяврурт - Ловозерские тундры, отделенный от Хибинских гор бассейном Умбозера, и исследовали его.
Существует мнение, что одной из целей экспедиции был поиск древнего города под болотом, о котором им доверительно рассказали шаманы. Естественно, саамские шаманы знали, что глубоко под болотами есть древний город, где сидят как будто спящие мумифицированные древние жители, а их охраняют существа, которые на языке саамов идентичны европейским гномам. Финская экспедиция принимала эту легенду как факт и пыталась найти следы погрузившегося на дно города - настоящего полярного Китежа. Они ходили по болотам в мокроступах. Нашли только некие окаменевшие изваяния, которые можно расценивать как естественные образования, напоминающие людей. Правда, сидели они, как на пиршестве, там же попадались объекты, напоминающие посуду. Нашли хрусталевидные прозрачные снаружи конкреции с видимыми уплотнениями внутри.


По следам финской экспедиции 1887 года, через тридцать лет в 1922 году в Ловозерские тундры выезжает новая экспедиция, которую возглавил Александр Барченко.


Приблизительно в 1921 году Барченко неожиданно загорелся идеей отправится в путешествие на Восток - в Монголию и Тибет. Толчком послужила только, что прочитанная книга об Агарти Сент-Ива д'Альвейдра. О местонахождении Агарти в книге Сент-Ива говорится весьма туманно - только то, что подземная страна находится "в некоторых областях Гималаев". Барченко же в отличие от д'Альвейдра называл два совершенно конкретных центра "доисторической культуры" в пределах Тибетского нагорья. Это, во-первых, расположенная в северо-западном углу горной страны Шамбала, которую он, очевидно, отождествлял с Агартой, и, во-вторых, "область Саджа". Географические координаты Шамбалы, равно как и других центров древнейшей цивилизации, определил друг и единомышленник Барченко А. А. Кондиайн путем расчерчивания поверхности глобуса по некой "Универсальной схеме" (Кондиайн расчертил поверхность земного шара по некой схеме и получил сетку из правильных пятиугольников - пентасистему, по граням которой легли горные хребты; окружностям подчинились морские и воздушные течения; некоторые точки указывали на центры древней культуры, современные исследования на эту тему см. здесь). В 1921 году в Тибет Барченко отправиться не смог, однако наряду с путешествием в далекий Тибет он замышляет еще одну экспедицию - в Центральную Лапландию. Сложно сказать имел ли он какую-либо информацию об экспедиции Рамзая 1887 года, во всяком случае это не исключено. Интерес к Русскому Северу у Барченко появился довольно давно. В своем романе "Из мрака" он пересказывает древнее предание о племени чудь, ушедшем под землю, когда чухонцы завладели его территорией. С тех пор чудь подземая "живет невидимо", а перед бедой или несчастьем выходит на землю и появляется в пещерах - "печорах" - на границе Олонецкой губернии и Финляндии. В то же время расчеты А. А. Кондиайна по "Универсальной схеме" показали, что в центре Кольского полуострова в древности находился один из очагов погибшей доисторической культуры - пещерная северная Агарта.

Комментариев нет: