среда, апреля 18, 2007

Ловозерские тундры. Часть вторая

Кольская (Лапландская) экспедиция А. Барченко была официально снаряжена в августе 1922 года Мурманским Губэкосо (Губернским экономическим совещанием). Основной задачей экспедиции было экономическое обследование района, прилегающего к Ловозерскому погосту, населенному лопарями или саамами. Здесь находился центр русской Лапландии, местность почти не исследованная учеными. Некогда на этой земле, согласно древним преданиям, обитало чудское племя – «чудь, что в землю ушла». О чуди Барченко услышал вновь по пути к Ловозеру, от молодой лопарской «колдуньи» - шаманки Анны Васильевны. «Давным-давно лопари воевали чудь. Победили и прогнали. Чудь ушла под землю, а два их начальника ускакали на конях. Кони перепрыгнули через Сейдозеро и ударились в скалы и остались там на скалах навеки. Лопари их называют «Старики».

О лопарях или саамах в то время имелись довольно скудные сведения по причине их крайне обособленного существования. Происхождение лопарского народа, с незапямятных времен обитающего в этом суровом приполярном краю, теряется во мраке столетий или даже тысячелетий. Уже в самом начале экспедиции во время перехода к Ловозеру ее участники наткнулись в тайге на довольно странный памятник – массивный прямоугольный гранитный камень. Всех поразила геометрически правильная форма камня, а крмпас показал к тому же, что он ориентирован по сторонам света.

Переправившись на парусной лодке через Ловозеро, экспедиция двинулась дальше в направлении близлежащего Сейдозера, почитавшимся священным. К нему вела прорубленная в таежной чаще прямая просека, поросшая мхом и мелким кустарником. В верхне точке просеки, откуда открывался вид одновременно на Ловозеро и Сейдозеро лежал еще один прямоугольный камень.

«С этого места виден по одну сторону в Ловозере остров – Роговой остров, на который одни лишь лопарские колдуны могли ступить. Там лежали оленьи рога. Если колдун пошевелит рога, поднимется буря на озере. По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор фигура. Контуры ее темные, как бы выбиты в камне. Фигура в позе падмасана».

Фигура напоминающая индусского йога – это и есть «Старики» («Старик», или Куйва). Участники экспедиции заночевали на берегу Сейдозера в одном из лопарских чумов. Наутро решили подплыть к обрыву скалы, чтобы лучше рассмотреть загадочную фигуру, но лопари наотрез отказались давать лодку. Всего у Сейдозера путешественнтки провели около недели. За это время они подружились с лопарями, и те показали им один из подземных ходов. Однако проникнуть в подземелье не уалось, поскольку вход в него выложенный прямоугольными камнями, оказался основательно заваленным землей.

Осенью 1955 года в этом районе побывал со своей геологической партией кандидат геолого-минералогических наук Ю.И.Романов. Ему удалось обнаружить заваленный тоннель, идущий вглубь горы. Он был явно искусственного происхождения, с ровными стенами и почти трехметровым полукруглым сводом

Геологи прошли по нему около ста метров, но дальше идти не рискнули - поджимало время, надо было в оговоренные сроки вернуться на базу.

Впрочем, выяснилось, что кто-то уже побывал в этом тоннеле - на полу валялся окурок немецкой папиросы. А днем раньше в небольшой естественной пещере с заваленным входом геологи обнаружили загадочный тайник. Там оказались научные приборы, в том числе цейссовский теодолит и даже секстан, что явно свидетельствовало о том, что оставившие его не имели надежных карт этой местности

Там же был найден и хронометр - все немецкого производства. Годы выпуска приборов 1935-1939-е.

К величайшему изумлению геологов, в тайнике оказался и целый тюк одежды на десять человек: ватники, полушубки, болотные сапоги, а также целый набор геологических молотков и альпинистское снаряжение.

Все найденное никто не тронул - у геологов и своего груза хватало. Лишь один из них заменил свои рваные сапоги, а заодно поменял свой ущербный молоток на качественный, из рурской стали. Находки сфотографировали, а тайник нанесли на карту. По прибытии в Ленинград составили о находке подробный отчет.

Как ни странно, тогда, в 55-м, геологическое начальство находка не заинтересовала. Но когда на следующий год Романов в Географическом обществе сделал доклад, посвященный в основном археологическим артефактам, лишь попутно упомянув о странных находках немецкого производства, на следующий день он был вызван на Литейный, где ему пришлось повторить доклад, только в ином ракурсе. Чекистов явно заинтересовал "немецкий след". Текст доклада, сданный на предварительную рецензию в Географическое общество (тогда так полагалось), был тут же изъят, вместе с "вещдоками": молотком, сапогами и фотопленкой.

К сожалению, даты выпуска приборов не могли помочь ответить на главный вопрос: до войны или во время ее там побывали "варяжские гости"? И что именно они искали в советском тылу. Скорее всего, утечка информации о находках Барченко произошла в те смутные для науки 20-е годы, когда многие специалисты даже без идейных убеждений уезжали за рубеж, в ту же Германию. А, как известно, Гитлер и его окружение проявляли большой интерес к различным оккультным теориям и феноменам. Стоит вспомнить хотя бы о нацистских экспедициях в поисках Шамбалы, чаши Грааля и "дыры" около полюсов в подземный мир. По-видимому, больше всего нацистов заинтересовали идеи Барченко о сохранившихся в Гиперборее атомных тепловых машинах.

Комментариев нет: